logos

Методические рекомендации

  1. Главная
  2. ДОТ
  3. Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации учебного процесса с использованиемдистанционной  образовательной технологии в организациях ТиПО на период пандемии 

Учебный процесс в организациях ТиПО по дистанционной  образовательной технологии (ДОТ) осуществляться по следующей схеме:

1. Подготовка учебно-методических материалов + 2. Проведение онлайн занятия + 3. Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме + 4. Контроль успеваемости обучающихся
  1. Подготовка учебно-методических материалов

Подготовка учебно-методических материалов предполагает разработку дистанционного курса по дисциплине / модулю на определенный период обучения.

Дистанционный курс (далее – ДК) – это комплекс взаимосвязанных электронных образовательных ресурсов и процессов обеспечивающих достижение образовательных целей на расстоянии.

ДК представляет собой разработанную с определенной степенью подробности пошаговую инструкцию освоения учебного материала по дисциплине /модулю.

Содержание ДК

В зависимости от специфики специальностей возможно прохождение  производственного обучения и практики путем организации занятий в  онлайн формате с видеоматериалами и практическими заданиями из  реальных производственных ситуаций.

ДК состоит из двух основных взаимосвязанных  блоков: инструктивного и информационного.

Инструктивный блок включает методические указания к изучению  дисциплины/модуля.

Методические указания к изучению дисциплины / модуля необходимы в  условиях обучения с применением ДОТ, когда обучающийся больше работает самостоятельно. Необходимо предусмотреть все возможные  сложности и вопросы, связанные со всеми периодами обучения – начало, окончание, процесс выполнения заданий и т.д.

Для облегчения первых шагов обучающихся и их адаптации к работе  целесообразно отдельно описать следующие позиции:

− требования к комплексу технического решения.  Специализированные программы, необходимые для работы с курсом.  Основные технические проблемы и варианты их решения;

− основная методика работы с курсом (самостоятельная работа,  работа в группе, работа с преподавателем и т.д.);

− навигация по курсу (возможно представление интерактивной схемы  обучения от модуля к модулю с заданиями);

− примерное время на изучение материалов;

− рекомендации по взаимодействию с преподавателем;

− разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по  выполнению домашних и контрольных заданий, изучению лекций и т.д.,  можно указать также в методических указаниях, либо в описании перед  соответствующим элементом курса, которые могут включать требования к  содержанию, объему, оформлению и представлению материала;

− описание системы оценивания студентов;

− критерии оценки знаний обучающихся для всех видов контроля  успеваемости, используемых в курсе, а также максимальный балл, который  обучающийся может получить за каждое контрольное мероприятие.

Информационный блок состоит из теоретической и практической  части.

Теоретическая часть может включает в себя:

− конспект лекций;

− презентации;

− учебное пособие;

− электронный учебник, видеоурок;

− дополнительные источники информации и т.п.

Практическая часть может включает в себя:

− задания;

− упражнения (тренинги);

− рефераты и т.п.

  1. Проведение онлайн занятия 

Онлайн занятия – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса особенно в условиях, когда проведение очных занятий не представляется возможным. Технологии такого рода позволяют создать единую открытую образовательную среду и могут выполнять одновременно три функции: обучающую (содержание самого занятия), консультационную; (режим чата) и контролирующую (режим опроса).

Онлайн занятия обладают рядом неоспоримых преимуществ перед  другими формами занятий:

− преподаватель может использовать различные средства обучения:  презентации, видеоуроки, интерактивные плакаты, веб-сайты и многое; другое;

− сохраняется возможность живого общения между преподавателем и  студентами;

− преподаватель может вести онлайн занятие из любого удобного для  него места, а студенты «присутствовать» на нем в полном составе группы; − преподаватель имеет доступ к записи онлайн занятия, которую  может просматривать и пересматривать в удобное время и анализировать его  с целью усовершенствования процесса преподавания таким способом.  Студенты, которые пропустили занятия, могут ознакомиться с записью  онлайн занятия в архиве образовательной платформы.

Онлайн занятия проводятся по утвержденному расписанию занятий с помощью онлайн ресурса (например, ZOOM, Скайп и др.). Для участия в онлайн занятиях обучающийся должен иметь компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с камерой и микрофоном. Желательно использовать ноутбук. В смартфоне должен быть подключен Интернет с WhatsApp.

Для проведения занятий необходимо предварительно создать в WhatsApp группу отдельно по каждой дисциплине/модулю для студентов. Группы нужны для проведения чатов и обмена информацией с преподавателем, а также получения ссылок для участия в онлайн занятиях.

После получения ссылки студенты согласно указанному в ней времени входят по ней на образовательную платформу и присоединяются к занятию. На странице платформы отображаются присутствующие студенты. Преподаватель отмечает их в журнале.

При проведении занятий на экране демонстрируются слайды презентации, видеоуроки и другие учебные материалы, а преподаватель озвучивает свои комментарии к ним. Обучающиеся все это видят и слышат на экране своего устройства.

Порядок проведения онлайн занятия: 

1 шаг. Составление план онлайн занятия.

План обучения должен быть построен таким образом, чтобы студенты  в конце занятия получили определенные навыки. Мотивировать студентов на  переход к следующему занятию можно при помощи домашнего задания или  важного бонуса, который будет подарен в конце курса.

2 шаг. Техническая организация онлайн занятия.

Нужно выбрать площадку, на которой будет проводиться само  мероприятие. Студентам должно быть удобно регистрироваться и  участвовать на онлайн занятии.

3 шаг. Подготовка внешнего вида преподавателя.

При подготовке внешнего вида учтите две рекомендации:

− веб-камера лучше передает монотонные расцветки. Избегайте  узоров в мелкую полоску или клетку, они могут рябить;

− как правило, в кадр попадает только лицо и плечи выступающего.  PS: Лучше всего подойдет деловой костюм без лишних деталей,  аккуратная прическа.

4 шаг. Подготовка учебного материала для онлайн занятия. При подготовке презентации для онлайн занятия учтите следующие  особенности:

− старайтесь избегать мелкого текста на слайдах (не используйте  шрифты меньше 16);

− не задерживайтесь на одном статичном слайде более двух-трех  минут;

− смело используйте анимацию, чтобы оживить презентацию; − нарисуйте или подчеркните что-то на слайде, это удобно и  наглядно;

− на презентациях для вебинара допускается большее количество  текста, чем на презентациях для «живых» выступлений: участники вебинара  находятся ближе к изображению и уделяют ему больше внимания;

− старайтесь визуализировать контент, используйте картинки и  изображения.

Видео урок составляется в соответствии со следующими требованиями: 

1) постановка цели занятия, задач и ожидаемых результатов (видео с  комментариями преподавателя, крупным шрифтом на экране  демонстрируется цель, задачи и ожидаемые результаты);

2) объяснение нового учебного материала педагогом либо закрепление  пройденного материала на предыдущих занятиях (видео с комментариями  преподавателя, в титрах ф.и.о. педагога);

3) учебные задачи, упражнения (активити) для закрепления  полученных знаний (на экране крупным шрифтом 2-3 задания); 4) рефлексия либо вопросы для закрепления с комментариями  педагога (на экране крупным шрифтом 3-5 вопросов);

5) дополнительные цифровые ресурсы по теме (на экране крупным  шрифтом 1-2 цор с обязательным комментарием педагога по их  использованию);

6) ссылки на рекомендуемые дополнительные ресурсы для  самостоятельного изучения студентами.

5 шаг. Проведение онлайн занятия .

Основное содержание онлайн занятия включает:

− вступление (приветствие, проверка качества сети и подключенных  студентов, оглашение правил проведения занятия);

− презентация учебного материала;

− вопросы-ответы.

Онлайн занятие рекомендуется проводить в течении 15 минут по  каждой теме.

6 шаг. Закрепление изученного материала.

Все материалы размещаются на платформе онлайн ресурса и  прикрепляются к каждой теме, доступны для скачивания и просмотра в  любое время.

  1. Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме

Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме (СРС) проводится под руководством преподавателя с помощью онлайн ресурса (например, Google Classroom, PLATONUS и др.), включает интерактивные консультации  по всем учебным материалам дисциплины/модуля. 

Обучающийся выполняет задания по СРС в сроки, указанные Плане занятий, оформляет их в виде файла и отправляет преподавателю на проверку. После проверки свои оценки можно увидеть в электронном журнале.

При наличии виртуальных лабораторных работ преподаватель высылает ссылку для их выполнения. Обучающийся дома самостоятельно выполняет расчеты и высылает их на проверку преподавателю на электронную почту или через вкладку электронного образовательного ресурса.

Консультации преподавателя – обязательное условие реализации  дистанционной образовательной технологии. Преподаватель несет личную ответственность за проведение консультаций и организацию обратной связи со студентами.

Консультации при реализации образовательных учебных программ с  применением ДОТ могут проводиться в различных формах: − очные индивидуальные (по инициативе обучающего);

− дистанционные индивидуальные (по телефону, через e-mail, чат,  форум);

− дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ — часто  задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).

Порядок самостоятельной работы студентов в офлайн режиме: 

1. Студент знакомится с содержанием учебного материала по  дисциплине/модулю после проведения онлайн занятия, изучает основную и  дополнительную литературу.

Примечание: преподаватель устанавливает количество онлайн занятий по дисциплине/модуле согласно плану занятий и расписания.

2. Студент выполняет задание для текущего контроля. Задания для текущего контроля заключаются в ответах на вопросы для самоконтроля после каждого онлайн занятия и/или выполнении практических работ. Примечание: преподаватель самостоятельно устанавливает  количество практических заданий для самоконтроля после каждого онлайн  занятия.

3. Вопросы для самоконтроля приводятся, как правило, после каждой  темы по дисциплине/модулю. Студент изучает учебный материал и отвечает на вопросы для самоконтроля. Преподаватель оценивает работу каждого  студента. В случае неудовлетворительной оценки возможно повторное  выполнение работы и ее проверка.

4. Задания для практических работ и методические указания к их выполнению приводятся в практической части ДК. Студент выполняет задание и отправляет свой ответ преподавателю.

Выполненные работы студенты отправляют в облако на почту предоставленные преподавателем, в WhatsApp или просто на почту  преподавателя, там же получают комментарии преподавателя.

Примечание: работы сдаются в соответствии со сроками выполнения  задания, которые устанавливает преподаватель. 

5. После изучения каждой дисциплины/модуля студент выполняет задания для промежуточной аттестации. Контроль заключается в прохождении теста и участии в форуме предоставленного контента  преподавателем.

Форум также можно использовать для общения с преподавателем при  возникновении затруднений или вопросов.

Примечание: порог прохождения тестирования устанавливается  преподавателем. 

  1. Контроль успеваемости обучающихся при ДОТ может проходить в форме тестовых заданий, ответов на вопросы, решения задач, обсуждения на форуме, выполнения других видов заданий.

Итоговая оценка по дисциплине/ модулю выставляется путем подсчета  средней оценки за дисциплину/модуль.

Организация образования, реализующая ДОТ, должна организовать  контроль успеваемости обучающихся в информационной системе,  защищенной против подлогов, фальсификаций путем применения  электронных методов ограничения доступа, методов независимой оценки,  публичных защит работ в территориальных аттестационных комиссиях.

Организация образования ведет полный учет и архивное хранение  результатов учебного процесса всех обучающихся с помощью  образовательной компьютерной информационной системы и электронные  личные дела обучающихся.

Перейти к контенту