Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации учебного процесса с использованиемдистанционной образовательной технологии в организациях ТиПО на период пандемии
Учебный процесс в организациях ТиПО по дистанционной образовательной технологии (ДОТ) осуществляться по следующей схеме:
1. Подготовка учебно-методических материалов + 2. Проведение онлайн занятия + 3. Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме + 4. Контроль успеваемости обучающихся |
- Подготовка учебно-методических материалов
Подготовка учебно-методических материалов предполагает разработку дистанционного курса по дисциплине / модулю на определенный период обучения.
Дистанционный курс (далее – ДК) – это комплекс взаимосвязанных электронных образовательных ресурсов и процессов обеспечивающих достижение образовательных целей на расстоянии.
ДК представляет собой разработанную с определенной степенью подробности пошаговую инструкцию освоения учебного материала по дисциплине /модулю.
Содержание ДК
В зависимости от специфики специальностей возможно прохождение производственного обучения и практики путем организации занятий в онлайн формате с видеоматериалами и практическими заданиями из реальных производственных ситуаций.
ДК состоит из двух основных взаимосвязанных блоков: инструктивного и информационного.
Инструктивный блок включает методические указания к изучению дисциплины/модуля.
Методические указания к изучению дисциплины / модуля необходимы в условиях обучения с применением ДОТ, когда обучающийся больше работает самостоятельно. Необходимо предусмотреть все возможные сложности и вопросы, связанные со всеми периодами обучения – начало, окончание, процесс выполнения заданий и т.д.
Для облегчения первых шагов обучающихся и их адаптации к работе целесообразно отдельно описать следующие позиции:
− требования к комплексу технического решения. Специализированные программы, необходимые для работы с курсом. Основные технические проблемы и варианты их решения;
− основная методика работы с курсом (самостоятельная работа, работа в группе, работа с преподавателем и т.д.);
− навигация по курсу (возможно представление интерактивной схемы обучения от модуля к модулю с заданиями);
− примерное время на изучение материалов;
− рекомендации по взаимодействию с преподавателем;
− разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних и контрольных заданий, изучению лекций и т.д., можно указать также в методических указаниях, либо в описании перед соответствующим элементом курса, которые могут включать требования к содержанию, объему, оформлению и представлению материала;
− описание системы оценивания студентов;
− критерии оценки знаний обучающихся для всех видов контроля успеваемости, используемых в курсе, а также максимальный балл, который обучающийся может получить за каждое контрольное мероприятие.
Информационный блок состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть может включает в себя:
− конспект лекций;
− презентации;
− учебное пособие;
− электронный учебник, видеоурок;
− дополнительные источники информации и т.п.
Практическая часть может включает в себя:
− задания;
− упражнения (тренинги);
− рефераты и т.п.
- Проведение онлайн занятия
Онлайн занятия – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса особенно в условиях, когда проведение очных занятий не представляется возможным. Технологии такого рода позволяют создать единую открытую образовательную среду и могут выполнять одновременно три функции: обучающую (содержание самого занятия), консультационную; (режим чата) и контролирующую (режим опроса).
Онлайн занятия обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими формами занятий:
− преподаватель может использовать различные средства обучения: презентации, видеоуроки, интерактивные плакаты, веб-сайты и многое; другое;
− сохраняется возможность живого общения между преподавателем и студентами;
− преподаватель может вести онлайн занятие из любого удобного для него места, а студенты «присутствовать» на нем в полном составе группы; − преподаватель имеет доступ к записи онлайн занятия, которую может просматривать и пересматривать в удобное время и анализировать его с целью усовершенствования процесса преподавания таким способом. Студенты, которые пропустили занятия, могут ознакомиться с записью онлайн занятия в архиве образовательной платформы.
Онлайн занятия проводятся по утвержденному расписанию занятий с помощью онлайн ресурса (например, ZOOM, Скайп и др.). Для участия в онлайн занятиях обучающийся должен иметь компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с камерой и микрофоном. Желательно использовать ноутбук. В смартфоне должен быть подключен Интернет с WhatsApp.
Для проведения занятий необходимо предварительно создать в WhatsApp группу отдельно по каждой дисциплине/модулю для студентов. Группы нужны для проведения чатов и обмена информацией с преподавателем, а также получения ссылок для участия в онлайн занятиях.
После получения ссылки студенты согласно указанному в ней времени входят по ней на образовательную платформу и присоединяются к занятию. На странице платформы отображаются присутствующие студенты. Преподаватель отмечает их в журнале.
При проведении занятий на экране демонстрируются слайды презентации, видеоуроки и другие учебные материалы, а преподаватель озвучивает свои комментарии к ним. Обучающиеся все это видят и слышат на экране своего устройства.
Порядок проведения онлайн занятия:
1 шаг. Составление план онлайн занятия.
План обучения должен быть построен таким образом, чтобы студенты в конце занятия получили определенные навыки. Мотивировать студентов на переход к следующему занятию можно при помощи домашнего задания или важного бонуса, который будет подарен в конце курса.
2 шаг. Техническая организация онлайн занятия.
Нужно выбрать площадку, на которой будет проводиться само мероприятие. Студентам должно быть удобно регистрироваться и участвовать на онлайн занятии.
3 шаг. Подготовка внешнего вида преподавателя.
При подготовке внешнего вида учтите две рекомендации:
− веб-камера лучше передает монотонные расцветки. Избегайте узоров в мелкую полоску или клетку, они могут рябить;
− как правило, в кадр попадает только лицо и плечи выступающего. PS: Лучше всего подойдет деловой костюм без лишних деталей, аккуратная прическа.
4 шаг. Подготовка учебного материала для онлайн занятия. При подготовке презентации для онлайн занятия учтите следующие особенности:
− старайтесь избегать мелкого текста на слайдах (не используйте шрифты меньше 16);
− не задерживайтесь на одном статичном слайде более двух-трех минут;
− смело используйте анимацию, чтобы оживить презентацию; − нарисуйте или подчеркните что-то на слайде, это удобно и наглядно;
− на презентациях для вебинара допускается большее количество текста, чем на презентациях для «живых» выступлений: участники вебинара находятся ближе к изображению и уделяют ему больше внимания;
− старайтесь визуализировать контент, используйте картинки и изображения.
Видео урок составляется в соответствии со следующими требованиями:
1) постановка цели занятия, задач и ожидаемых результатов (видео с комментариями преподавателя, крупным шрифтом на экране демонстрируется цель, задачи и ожидаемые результаты);
2) объяснение нового учебного материала педагогом либо закрепление пройденного материала на предыдущих занятиях (видео с комментариями преподавателя, в титрах ф.и.о. педагога);
3) учебные задачи, упражнения (активити) для закрепления полученных знаний (на экране крупным шрифтом 2-3 задания); 4) рефлексия либо вопросы для закрепления с комментариями педагога (на экране крупным шрифтом 3-5 вопросов);
5) дополнительные цифровые ресурсы по теме (на экране крупным шрифтом 1-2 цор с обязательным комментарием педагога по их использованию);
6) ссылки на рекомендуемые дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения студентами.
5 шаг. Проведение онлайн занятия .
Основное содержание онлайн занятия включает:
− вступление (приветствие, проверка качества сети и подключенных студентов, оглашение правил проведения занятия);
− презентация учебного материала;
− вопросы-ответы.
Онлайн занятие рекомендуется проводить в течении 15 минут по каждой теме.
6 шаг. Закрепление изученного материала.
Все материалы размещаются на платформе онлайн ресурса и прикрепляются к каждой теме, доступны для скачивания и просмотра в любое время.
- Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме
Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме (СРС) проводится под руководством преподавателя с помощью онлайн ресурса (например, Google Classroom, PLATONUS и др.), включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины/модуля.
Обучающийся выполняет задания по СРС в сроки, указанные Плане занятий, оформляет их в виде файла и отправляет преподавателю на проверку. После проверки свои оценки можно увидеть в электронном журнале.
При наличии виртуальных лабораторных работ преподаватель высылает ссылку для их выполнения. Обучающийся дома самостоятельно выполняет расчеты и высылает их на проверку преподавателю на электронную почту или через вкладку электронного образовательного ресурса.
Консультации преподавателя – обязательное условие реализации дистанционной образовательной технологии. Преподаватель несет личную ответственность за проведение консультаций и организацию обратной связи со студентами.
Консультации при реализации образовательных учебных программ с применением ДОТ могут проводиться в различных формах: − очные индивидуальные (по инициативе обучающего);
− дистанционные индивидуальные (по телефону, через e-mail, чат, форум);
− дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ — часто задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).
Порядок самостоятельной работы студентов в офлайн режиме:
1. Студент знакомится с содержанием учебного материала по дисциплине/модулю после проведения онлайн занятия, изучает основную и дополнительную литературу.
Примечание: преподаватель устанавливает количество онлайн занятий по дисциплине/модуле согласно плану занятий и расписания.
2. Студент выполняет задание для текущего контроля. Задания для текущего контроля заключаются в ответах на вопросы для самоконтроля после каждого онлайн занятия и/или выполнении практических работ. Примечание: преподаватель самостоятельно устанавливает количество практических заданий для самоконтроля после каждого онлайн занятия.
3. Вопросы для самоконтроля приводятся, как правило, после каждой темы по дисциплине/модулю. Студент изучает учебный материал и отвечает на вопросы для самоконтроля. Преподаватель оценивает работу каждого студента. В случае неудовлетворительной оценки возможно повторное выполнение работы и ее проверка.
4. Задания для практических работ и методические указания к их выполнению приводятся в практической части ДК. Студент выполняет задание и отправляет свой ответ преподавателю.
Выполненные работы студенты отправляют в облако на почту предоставленные преподавателем, в WhatsApp или просто на почту преподавателя, там же получают комментарии преподавателя.
Примечание: работы сдаются в соответствии со сроками выполнения задания, которые устанавливает преподаватель.
5. После изучения каждой дисциплины/модуля студент выполняет задания для промежуточной аттестации. Контроль заключается в прохождении теста и участии в форуме предоставленного контента преподавателем.
Форум также можно использовать для общения с преподавателем при возникновении затруднений или вопросов.
Примечание: порог прохождения тестирования устанавливается преподавателем.
- Контроль успеваемости обучающихся при ДОТ может проходить в форме тестовых заданий, ответов на вопросы, решения задач, обсуждения на форуме, выполнения других видов заданий.
Итоговая оценка по дисциплине/ модулю выставляется путем подсчета средней оценки за дисциплину/модуль.
Организация образования, реализующая ДОТ, должна организовать контроль успеваемости обучающихся в информационной системе, защищенной против подлогов, фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа, методов независимой оценки, публичных защит работ в территориальных аттестационных комиссиях.
Организация образования ведет полный учет и архивное хранение результатов учебного процесса всех обучающихся с помощью образовательной компьютерной информационной системы и электронные личные дела обучающихся.